Попалась заметка про индийскую компанию (скринт 2) , которая провела среди своих сотрудников опрос на тему «Вы тут как на работе, что чувствуете, есть ли порох в пороховницах, горят ли ваши глаза?».
А потом всей кучей уволила работников, которые сказали, что ощущают себя выгоревшими. Можно сказать, смели горелое на совочек и выкинули за дверь.
Я в своей работе тоже сталкиваюсь с подобными стратегиями работодателей. Выгоревших сотрудников увольняют – не так, чтобы всех сразу, конечно, но тонко
Почему выгоревших увольняют?
И правда, горел-то человек на работе. Во славу работодателя. Почему теперь с ним так?
А потому что выгоревшие люди неэффективны и даже вредны. У них нет сил и запала качественно работать и позитивно общаться. Они токсичат в коммуникациях, увиливают от работы, саботируют задачи, много жалуются на жизнь и подают заразительно дурные примеры коллегам. Потому другие сотрудники тоже начинают работать меньше и хуже. Тратят кучу времени и сил на то, чтобы жалеть друг друга, пылесосить руководство, жаловаться, технично уклоняться от проектов. Всё это очень энергозатратно, но гораздо приятнее, чем на той же энергии работать.
Помнится, в Билайне мы наблюдали дивную историю в разгар одного из крупных кризисов (2008 – 2014 гг). Руководство компании решило, что кризис – самое время затянуть пояса и сократить расходы. И, надо же, какое совпадение: что-то давненько никто не брал в руку шашек и не сокращал сотрудников! Ну вот взяли и решительно уволили самых «заслуженных», самых засидевшихся, выгоревших и покрытых нытьём.
Как похорошел Билайн при сокращениях!
В компании каждый год проводились внутренние исследования – в частности, опрос на тему удовлетворённости сотрудников. Насколько им в компании хорошо и комфортно, насколько они чувствуют себя востребованными и вдохновлёнными, ощущают ли они, что заняты важным и нужным делом. Обычно рейтинги счастья были средненькими. Многие сотрудники выражали недовольство руководством, рабочими задачами, обстановкой в коллективе «и вообще».
А после этого внезапного увольнения счастье оставшихся сотрудников вдруг взмыло до небес! Понятно, что некоторые кривили душой, потому что не хотели на мороз тоже. Но много было и таких, кто действительно вдруг вынырнул из морока, который создавали токсичные выгоранцы. И внезапно осознали, что и компания-то у них крутая, и работают-то они хорошо, и перспективных дней впереди – целая вереница, да и годовую премию выписать обещали.
Подозреваю, что ни до той истории, ни после Билайн не видел столь высокого уровня счастья своих работников. А всего-то и надо было сделать, что сократить около 10% их коллег 😉
Десятипроцентная магия
Вообще есть исследования, которые показывают: если в компании давно не было сокращений, точно-точно можно уволить около 10% ваших любимых приспособленцев, а остальным от этого будет только лучше. Или как минимум не хуже. Отряд не оплачет потерю бойца.
В целом эта цифра – 10% – много где вылезает. Нет смысла повышать зарплату меньше чем на 10% – сотрудник не заметит разницы и оценит вашего порыва. Работу, рассчитанную на 10 человек, лучше выполнят 8, чем 15. И кровожадная децимация в римской армии от слова «10» отчего-то. Ну и так далее. В общем, просто ремарка к слову.
А общая мораль в том, что у сотрудников – свои стратегии счастья и роста, а у работодателей – свои. Здорово, когда совпадают стратегии и цели, но в конечном итоге каждый сам заботится о здоровье, кукушечке и розовощёкости своего организма. И ответственность за это несёт тоже сам.
История на заметку людям, которые начинают подвыгорать и ничего с этим не делают – в конце истории никто вам памятник не поставит. И на заметку компаниям, у которых накопилось таких «подгорашек» в изрядном количестве: убрать их – хороший способ освежить рабочий пыл остальных сотрудников.
Много историй из жизни клиентов в нашем тг канале