Дом Ким Кардашьян и Канье Уэста
Про минимализм нам говорят из каждого утюга: минимализм в одежде, в дизайне предметов, интерьерах, мыслях. Но откуда он пришел в нашу жизнь? И была ли это одна дорожка? Почему он стал элитарным, хотя казалось бы? Давайте разберемся. В конце опрос 👇
Идея минимализма была с человеком всегда. Еще Сократ, гуляя по рынку, восклицал: «Сколько же есть вещей, без которых можно жить!», а другие древнегреческие философы, киники, считали, что человек должен иметь лишь то, что необходимо для выживания. Самого известного киника вы наверняка знаете — это Диоген, который жил в бочке. В различных формах тезис о том, что человеку много не надо и даже противопоказано, имеется и в западных религиях — христианстве или исламе — и в восточных: буддизме или синтоизме. Однако в архитектуру и искусство в целом минимализм проник только в XX веке. Его развитию способствовали сотни разных причин, которые связаны друг с другом.
Устаревающий модерн сдает позиции после Первой Мировой войны, которая радикальным образом меняет взгляды человечества на всё: философию, политику и, конечно, искусство. По всему миру возникают новые архитектурные движения. В 1917 году в Нидерландах появляется объединение Де Стиль. В начале 20-х, как одно из следствий Октябрьской революции, у нас зарождается конструктивизм. Наконец, в 1919 году немецкий архитектор Вальтер Гропиус открывает школу Баухаус.
1/3
1. Дом Трюс Шрёдер, Геррит Ритвельд, Утрехт, 1924. 2. Bauhaus-Building, Вальтер Гропиус, Дессау, 1927. 3. Дом культуры имени Зуева, Илья Голосов, Москва, 1929
Если перед Баухаусом стояла задача превратить архитектуру в ремесло и направить ее на служение людям, то советский конструктивизм больше ориентировался на коммунистическую утопию. Де Стиль же скорее искал универсальную гармонию между цветами и формами, обществом и природой, пространством и человеком. Как видно, мысли архитекторов выходили далеко за пределы строительства — в сторону, я бы сказал, какой-то новой философии, эстетики. Но важны не различия, а сходства. И главное из них — стремление к функциональности, то есть к практичности. Архитектура должна экономно решать поставленные перед ней задачи. Среди других общих черт — отказ от украшательства и излишеств и геометричность, то есть использование простых форм вроде круга или квадрата. Тут сильное влияние оказала абстрактная живопись Малевича и Мондриана.
1. Казимир Малевич «Черный квадрат», 1915. 2. Пит Мондриан «Композиция с большой красной плоскостью, жёлтым, чёрным, серым и синим», 1921
В начале 30-х годов три архитектурных школы исчезают одна за другой. В 1931 году умирает основатель Де Стиль Тео ван Дусбург — и творческое объединение перестает существовать. Крахом советского конструктивизма считают 1932 год, когда в конкурсе на проект для Дворца Советов архитекторы-конструктивисты проигрывают сторонникам более классических идей, которые позже выльются в сталинский ампир. В том же году, кстати, появляется термин социалистический реализм. Оба этих события символизируют конец русского авангарда. В 1933 из-за смены политического режима закрывается Баухаус.
1/2
1. Проект Дворца Советов, Ле Корбюзье. 2. Проект Дворца Советов, Борис Иофан
В начале 30-х интернациональности архитектуре добавили политические обстоятельства. С приходом к власти Гитлера и Муссолини многие архитекторы, которые больше не могли строить в Европе, перебрались в США. Один из них — Вальтер Гропиус, отец Баухауса. В 1938 году он соорудил себе довольно минималистичный домик в небольшом городке Линкольн.
Дом Вальиера Гропиуса, Линкольн, 1938
И вот это слияние европейской и американской традиции во многом и определило современный архитектурный минимализм. Самый-самый главный его тезис приписывают именно ван дер Роэ: «Меньше — значит больше». Скорее всего, в таком виде ван дер Роэ его никогда не озвучивал. Зато немец отлично влился в американскую архитектуру: взгляните на его Сигрэм-билдинг на Манхэттене.
Сигрэм-билдинг, Людвиг Мис ван дер Роэ и Филипп Джонсон, Нью-Йорк, 1958
Дальнейшее развитие в ту же сторону, то есть нередко массовая застройка со строгой геометрией, функциональностью и свободным пространством, называют общим словом «Интернациональный стиль». Это довольно расплывчатое понятие, которое обозначает развитие модернистских идей до 60-70х годов XX века. Поскольку упрощение, как считали архитекторы, должно в итоге привести к исчезновению любых местных и национальных особенностей — стиль и получил название Интернациональный.
Санаторий, Алвар Аалто, Паймио, 1932
Еще одно направление — брутализм, его пример — Берлинский НИИ экспериментальной медицины. Мрачности его виду добавляет тот факт, что в народе он получил название «Мышиный бункер», ведь здесь проводились многочисленные эксперименты над животными.
Научно-исследовательский институт экспериментальной медицины, Герд Хэнска, Магдалена Хэнска, Курт Шмерзов, Берлин, 1981
Но брутализм — лишь один из многочисленных детей Интернационального стиля. Куда красивее и ближе к нашему современную пониманию слова «минимализм» — работы других архитекторов-интернационалистов межвоенного периода. Я думаю, мы уже можем обозвать минимализмом библиотеку Алвара Аалто или выставочный павильон Германии от упомянутого Ван Дер Роэ.
1/2
1. Библиотека, Алвар Аалто, Выборг, 1935. 2. Павильон Германии, Мисс ван дер Роэ, Барселона, 1929
Скандинавский стиль повлиял на использование современными минималистами дерева, а также на стремление к уюту или тому, что там называют «хюгге». И всё-таки скандинавские страны той эпохи не оказывали столь сильного влияния на мировые тренды.
1/2
1. Фасад дома Алвара Аалто, Мунккиниеми, 1936. 2. Интерьер дома Алвара Аалто
Американские же корни современного минимализма тянутся к органической архитектуре. Основателем направления традиционно считают Луиса Салливана, но главным идеологом был другой архитектор — Фрэнк Ллойд Райт. Последователи этого движения хотели объединить человека и природу, совместить форму и функцию, а не выбрать что-то одно. Все части дома должны быть связаны между собой, как единый организм, и при этом гармонично встраиваться в ландшафт окружающего мира. Венцом органической архитектуры считают Дом над водопадом.
Дом над водопадом, Фрэнк Ллойд Райт, Юнионтаун, 1939
Этот стиль иногда противопоставляют Интернациональному. И действительно: как строить массовое, сугубо функциональное жилье среди деревьев да еще и с личным водопадом? И все-таки оба этих стиля стали прародителями минимализма. А органическая школа повлияла на его будущую элитарность.
Что еще повлияло на то, что минимализм стал стилем богачей, смотрите в моем ролике, в нем я гораздо подробнее рассказал о всех предпосылках этого стиля на YouTube и VK.
YouTube 👇
Vk 👇
Как относитесь к минимализму в архитектуре и интерьерах? Скучно Красиво Напишу в комментах Всего голосов:
Реклама ИП Карапетян К. П. ИНН 591906300849 Erid: 2VtzqxRoKhP