Лет 20 назад пришла в сетевой бизнес студенткой, прошла через несколько компаний и сделала свои выводы, которые вряд ли понравятся заядлым фанатикам-сетевикам…
Привет! Это мой личный блог, в котором я собираю истории бывших и действующих сотрудников различных известных и не очень компаний.
Буду признателен за подписку на мой телеграм-канал.
На всякий, юридический случай: все истории — выдумка автора и не является действительностью.
Вступление
Всем привет, меня зовут Марина. Сегодня я поведаю вам сагу длиною в два десятилетия о том, как я добровольно-принудительно становилась “успешным предпринимателем”, не вставая с дивана (спойлер: не вышло).
Прежде, чем начать, давайте сразу расставим точки над “и”. Сетевой маркетинг — это как секта, только вместо духовного просветления тебе обещают финансовую свободу. А вместо гуру — тётенька в костюме “делового акулёнка”, которая последний раз работала в 1998 году, но зато теперь “сама себе директор”. Но обо всем по порядку!
Первые шаги в Орифлейме: восторг новичка
В далеком 2003 году, когда русский интернет был ещё в яслях, я, впечатлительная студентка, попала на презентацию Орифлейм. Там меня встретили женщины с губами, накачанными блеском, и глазами, горящими странным огнем. Они рассказывали о свободе, деньгах и возможности самой строить график.
Я, конечно, клюнула. Мне казалось гениальным: покупай косметику со скидкой, продавай подругам – профит! Но быстро выяснилось, что “скидка” работает, только если закупаешь на три стипендии вперед. А подруги столько много не покупают. В итоге я осталась с тремя каталогами и осознанием, что мой “бизнес” – это я, в три часа ночи считающая, во сколько мне обошлась эта проклятая помада.
Помню ещё забавный случай из жизни. Когда я ещё училась, наша преподавательница сказала девочкам, мол придите на одно мероприятие и я вам поставлю зачёт автоматом. Естественно, мы пошли.
Оказалось, это была конференция компании Амвей. Они таким образом завлекали “свежее мясо” в свою контору. А наша преподавательница хотела затащить нас в свою структуру, чтобы ей капали деньги с наших будущих доходов. Пока все звучит безобидно, но есть нюанс: чтобы вступить в их компанию, надо было сделать взнос 100-500 долларов. У нищих студентов даже 10 баксов на тот момент не было, поэтому мы с девочками встали и вышли оттуда. Зачеты нам не поставили, но и благо на экзамене не завалили.
Эйвон, или как меня пытались сделать “акулой продаж”
Не усвоив урок, через пару лет я ринулась в Эйвон. Моя наставница – дама с маникюром “убийственный леопард” – сразу дала понять: тут надо пахать. “Ходи по домам! Раздавай каталоги! Продавай!” – орала она, будто я должна была не тушь втюхивать, а что-то менее законное.
Я попробовала. Но меня жутко раздражала моя “наставница” и её бесцеремонный напор. Её заработок отчасти зависел от моих продаж, а я это видела как хобби, а не основную работу. Короче, не сошлись мы с леопардовой кисой.
В этой компании мне больше всего запомнились корпаративы с пылью в глаза. Наши “успешные директоры” рассказывали, как они “вышли на новый уровень”. Уровень, судя по всему, измерялся количеством печенек, которые они успевали стащить со стола, пока я наливала чай. Нет, серьезно, человек в костюме на мерседесе, как с голодного края, накинулся на стол с фуршетом… Тут-то его успех и посыпался.
Фаберлик, или история о том, как я почти поверила… но вовремя одумалась
В 2017 году, уже будучи взрослой и вроде бы умной теткой, я снова повелась. На этот раз – на Фаберлик. Мамина подруга (25 лет в “структуре”) убедила меня, что там не надо впахивать, пусть это станет хобби с денежным бонусом.
Я зарегилась, заказала кучу хлама и притащила его на работу. Коллеги, видимо, из жалости, раскупили все за день. Директор моей сетевой структуры, пенсионерка, ликовала: “Вот видишь, у тебя талант!”. Но когда она начала требовать, чтобы я “развивала бизнес” (читай: таскала коробки по всему городу), я вежливо напомнила ей, что у меня уже есть работа. И зарплата. И здравый смысл. История с леопардовой киской повторилась.
Вывод
Почему-то все эти люди, которые работают в сетевых компаниях, считают что они занимаются бизнесом. И они что ни на есть настоящие предприниматели. Оборванцы вы, а не предприниматели.
Такие картинки любят вставлять сетевики в презентации
А ещё на завлекающих конференциях обожают мотивировать на успех, цитировать бизнес-литературу и говорить “я миллионер, у меня получилось, получится и у тебя”. Стоит копнуть глубже — не миллионер ты, дядечка.
Но если серьезно – этот опыт научил меня главному: если что-то звучит слишком хорошо, чтобы быть правдой, значит, это развод. А если нет, то это просто очень плохо замаскированный развод.
Так что, друзья, если вам вдруг предложат “уникальную бизнес-возможность”, просто вспомните мою историю. И купите себе нормальный крем в магазине. Без обязательств, каталогов и навязчивых тетенек с маникюром “под леопарда”.
А как вы относитесь к сетевому? Был ли у вас опыт работы в таких компаниях? Интересно было бы почитать комментарии.
Ещё больше историй, обсуждений и размышлений в моем
телеграм-канале.