Малый бизнес

Главные фишки музыкальных спектаклей, за которые им прощают многое

У каждого мюзикла «Бродвей Москва» есть своя зрелищная фишка – эта традиция появилась еще на заре жанра. Рассказываем про самые любопытные сценические «аттракционы», ставшие в своё время откровением для зрителей.

Главные фишки музыкальных спектаклей, за которые им прощают многое

Сцена из мюзикла «Последняя сказка»

Настоящие профессионалы своего дела в России

«Норд-Ост» (2001), с которого, кстати, начинал свою театральную карьеру глава компании «Бродвей Москва» Дмитрий Богачёв, без оговорок можно назвать первым российским мегамюзиклом. Эпический сюжет, бродвейская система ежедневного показа, роскошные массовые сцены и «бомбардировщик в натуральную величину», который «каждый вечер садится на сцену». На него порой «ради интереса» приходили посмотреть далёкие от театра люди, после чего становились горячими поклонниками и театра, и «Норд-Оста» – конечно, уже не из-за самолёта.

Впрочем, главную зрелищную фишку «Норд-Оста» создатели оставили без рекламной поддержки. И тем ослепительнее она была для неподготовленного зрителя – в финале сцену буквально вспарывали ледяные торосы, а из-под неё показывался заиндевевший гигантский нос шхуны «Святая Мария». Кстати, сейчас посмотреть спектакль можно в кинотеатрах в рамках проекта TheatreHD. Настоятельно рекомендуем: даже в записи «Норд-Ост» производит колоссальное впечатление.

После «Норд-Оста» в Москве были и огромный кордебалет «42-й улицы», степующий в унисон, и падающая люстра, и мюзиклы из суперхитов ABBA и Queen, и полыхающий живым огнём «Зорро», и превращение из Чудовища в принца, и летающий троллейбус в мюзикле из песен группы «Секрет» «Ничего не бойся, я с тобой».

Сегодня штаб-квартирой российских мюзиклов можно назвать МДМ. Все указанные в предыдущем абзаце спектакли (и многие другие) шли именно на этой сцене – пора уже площадку из Московского дворца молодежи переименовать в Московский дворец мюзикла!

Давайте разберёмся, какие же постановки идут здесь сейчас и что у них в плане фишек.

После «Ничего не бойся, я с тобой» главную сцену Театра МДМ занял масштабный мюзикл «Последняя сказка» – самый дорогой проект «Бродвей Москва» по вложениям в художественное оформление. Легко поверить – кажется, что это шоу сплошь состоит из «фишек».

Про главный сценический эффект «Последней сказки» вовсю спойлерит реклама: на афише герои летят на ковре-самолёте. Сцена с парящим ковром аж с тремя персонажами «на борту» производит действительно сильное впечатление. В отличие, например, от ковра-платформы в диснеевском «Аладдине» на Бродвее, этот развевается на ветру, как настоящий – эксклюзивный эффект разработали бельгийские инженеры.

В числе других зрелищных приёмов – мистический караван, шествующий через весь зрительный зал, внезапное появление Джинна, превращение московской квартиры в знойную пустыню и не только. Есть в новом мюзикле и не вполне материальная «фишка»: в партитуру шоу вошёл суперхит Таркана Şikidim, который стал дерзким «Танцем Огня» в исполнении знойных красавиц.

Главные фишки музыкальных спектаклей, за которые им прощают многое

Главные фишки музыкальных спектаклей, за которые им прощают многое

Главные фишки музыкальных спектаклей, за которые им прощают многое

Главные фишки музыкальных спектаклей, за которые им прощают многое

1/4

Сцена из мюзикла «Последняя сказка»

Паркетный зал Театра МДМ стал тем самым «особенным местом» для site-specific постановок компании «Бродвей Москва». Правда определили эти шоу проще и понятнее – как мюзиклы за столиками, ведь действие романтических комедий «Первое свидание» и «День влюблённых» происходит в баре на Манхэттене. Зрители, как и полагается посетителям подобного заведения, располагаются за столиками со свечками. Напитки и закуски тоже в наличии и их можно заказать на сайте перед походом в театр.

Главные фишки музыкальных спектаклей, за которые им прощают многое

Сцена из мюзикла «Первое свидание»

А на малой сцене МДМ «Маска» идут комедии «МАММА МИМО! или Мюзикл пошёл не так» и «Элементарно, Хадсон! Дело о собаке Б.».

Пытливый читатель увидит в названии первого отсылку к ABBA-мюзиклу Mamma Mia! — и будет прав. По сюжету, маленький театр небольшого городка берётся за постановку этого шоу. Однако команду ждёт целый ряд форс-мажоров, из-за чего спектакль приходится изменить практически до неузнаваемости. Результат усилий будет представлен зрителю театра «Маска» в финале «Маммы Мимо!» – постановщики разыгрывают ту самую карту «спектакля в спектакле». И делают это блестяще!

Получился пресмешной спектакль с крайне обаятельными персонажами, которые любого заставят поверить в то, что всё непременно будет хорошо. «Шоу в шоу», кстати, не единственный приём мюзикла «Мамма Мимо!», делающий его уникальным. льная сторона здесь сплошь представлена суперхитами. Адель, Queen, ABBA (конечно!), Maroon 5, Глория Гейнор, Мика, Шер, Элтон Джон, Тина Тёрнер – кого здесь только нет! Любимые песни звучат в пародийном ключе, но так же энергично, насыщенно и очень убедительно.

Главные фишки музыкальных спектаклей, за которые им прощают многое

Сцена из мюзикла «МАММА МИМО! или Мюзикл пошёл не так»

Музыкальная комедия для всей семьи «Элементарно, Хадсон!» – из тех, что сами по себе являются одной большой «фишкой», ведь в ней уже на уровне пьесы всё крайне увлекательно и неожиданно встаёт с ног на голову: за дело о монстре Гримпенских болот берётся не Холмс со своим напарником Ватсоном, а блистательная миссис Хадсон, которая здесь совсем не милая старушка, но элегантная интеллектуалка с идеальным чувством стиля и исключительной логикой.

Ещё один замечательный приём в «Элементарно, Хадсон!» – целая антология дел Холмса, рассказанная в лихих песнях музыкальной банды «Союз рыжих». Эти «бандиты» точно расшевелят любого. Впрочем, и зрительным рецепторам в шоу есть чем поживиться – декорация Тауэрского моста, выполненная в стиле викторианской кабинетной мебели, просто выше всяких похвал. Нельзя не упомянуть и непредсказуемый финал, во время которого является сама… Вот тут обойдёмся без спойлеров.

Главные фишки музыкальных спектаклей, за которые им прощают многое

Сцена из музыкальной комедии «Элементарно, Хадсон! Дело о собаке Б.»

Кстати, на все постановки «Бродвей Москва» в МДМ билеты можно купить по Пушкинской карте, тем более что 1 января молодые люди от 14 до 22 лет получат на нее новые 5000 рублей!

Ну а чтобы поход в театр был ещё приятнее, дарим вам промокод на скидку 15% – ПИКАБУ15. Промокод действует на постановки «Элементарно, Хадсон!», «МАММА МИМО! или Мюзикл пошёл не так», «Первое свидание» и «День влюблённых» на билеты от 1400 рублей при покупке билетов на нашем официальном сайте.

Первооткрыватели

Но кто же проложил дорожку для зрелищных шоу? Первым спектаклем, который ввёл обязательный вау-эффект в театральное искусство, считается бродвейский «Чёрный горбун» (The Black Crook, 1866). Главной его фишкой стали эффекты — динамичные переходы от одной сцены к другой без привычной смены декораций за опущенным занавесом. Тогда это было настоящей технологической революцией! Например, скалистый грот на глазах у зрителей превращался в сказочный тронный зал.

Главные фишки музыкальных спектаклей, за которые им прощают многое

Афиша спектакля «Чёрный горбун»

Захватывающая история, огромная труппа (только танцовщиц было 70!), мощные декорации, приводимые в движение сложной сценической машинерией, сделали своё дело: спектакль показали на Бродвее 475 раз.

Эффектные неудачи

Разумеется, и сегодня технические фокусы приводят в театры миллионы зрителей, но сразу скажем: никакой, даже самый впечатляющий эффект не спасёт в принципе слабый спектакль – по музыке, драматургии, режиссуре.

В качестве примеров достаточно вспомнить печально известные шоу «Человек-паук: Погасить тьму» (Spider-man: Turn of the dark, 2011) и «Кинг-Конг» (King-Kong, 2013).

В «Человеке-пауке» ни 27 летающих над залом персонажей, иногда разгоняющихся до 80 (!) километров в час, ни битвы Паучка с суперзлодеями, которые так же проходили над головами зрителей, ни музыка Боно (что само по себе «фишка») не помогли инвесторам вернуть их 75 миллионов долларов. официально признан самым дорогим, но и самым убыточным в истории: кассовые сборы театрального воплощения комиксов про Человека-паука составили только 15 миллионов.

Что касается «Кинг-Конга», то ключевым аттракционом мюзикла был, конечно, сам главный герой. Для спектакля изготовили куклу-аниматроника – самую большую из когда-либо созданных для театра.  Она стоила 4,5 миллионов долларов, а в движение ее приводили 35 кукловодов, автоматика и компьютерные программы. Выглядело это феноменально, однако и оригинальное шоу в Австралии, и переработанное для Бродвея сошли со сцены всего спустя несколько месяцев проката.

Дайте нам зрелищ!

Вспоминаем главные мировые мюзиклы, которые не в последнюю очередь уповают на зрелищные спецэффекты.

Самый очевидный пример – падающая люстра в «Призраке Оперы» (The Phantom of the Opera, 1986). 450-килограммовая махина оснащена сложной системой тросов и механизмов, которые позволяют ей «падать» с точной синхронизацией с музыкой и светом – невероятно для 1986 года!

Рассказывают случай про зрителя, у которого случился сердечный приступ, когда люстра начала «падать» прямо на него: он не знал, что та в последний момент «улетает» на сцену. Бывало и такое, когда из-за технических сбоев люстра отказывалась падать вовремя, что напрочь портило кульминационный момент постановки. К счастью, в российской версии (2014), представленной в Москве продюсером Дмитрием Богачёвым, таких инцидентов не было.

Драматичная сцена эвакуации в мюзикле «Мисс Сайгон» (Miss Saigon, 1989) просто поражает воображение: только представьте бесконечную вереницу беженцев, которых принимает на борт военный вертолёт и поднимается с ними в воздух! Трёхтонная декорация движется по механизированной платформе (её, разумеется, не видно) с системой наклонов, а проекции, сценический дым и свет добавляют эпизоду правдоподобности.

Главные фишки музыкальных спектаклей, за которые им прощают многое

Сцена из мюзикла «Мисс Сайгон»

В конце первого акта бродвейского спектакля «Злая» (, 2003), долгожданная экранизация которого в 2024-м бьёт рекорды по сборам среди киномюзиклов, главная героиня Эльфаба взлетает над сценой, исполняя сложнейшую арию «Бросая вызов гравитации» (Defying Gravity). Актриса вертикально взмывает под колосники на платформе, окружённая дымом и световыми эффектами, что создаёт иллюзию парения. За кулисами этот подъёмник называют «вишнёвым» (cherry picker), поскольку он напоминает о механизмах для сбора фруктов — в первую очередь вишни. В одной из бразильских постановок «Злой» от подъёмника отказались в пользу тросов: здесь Эльфаба летает на метле над зрителями.

Вау-эффект без вау-затрат

Порой ошеломительное впечатление создаёт какой-то нетривиальный подход к написанию пьесы или интересный режиссёрский приём: филигранно поставленная массовая сцена или выверенный до последнего стежка стиль костюмов, необычное место постановки или идеальная синхронность в степе. А иногда вау-эффект производит сама музыка, которая может собирать ежедневные аншлаги в течение многих лет – без сотен тонн декораций и летающих персонажей.

Например, в мюзикле «Мамма Мия!» (Mamma Mia!, 1999) на основе главных суперхитов  ABBA. Эти песни, что называется, «не задушишь, не убьёшь» — они всегда будут манить публику, обожающую шведскую четвёрку. Кстати, в «МАММА МИМО! или Мюзикл пошёл не так» тоже можно услышать знаменитые композиции, но обыгранные совершенно по-новому!

Главные фишки музыкальных спектаклей, за которые им прощают многое

Сцена из мюзикла Mamma mia!

Вербатим-мюзикл? Бывает и такое! Мюзикл «Гости издалека» (Come From Away, 2013) поражает своей документальностью. Он основан на интервью с реальными людьми – жителями канадского городка Гандера, приютившими более 7000 вынужденных гостей после трагических событий 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке, вследствие которых сотни самолётов разворачивались, чтобы сесть в аэропортах других городов, а то и стран. В постановке используются прямые цитаты из этих бесед – и иногда они практически дословно вплетены в стихи песен.

«Наташа, Пьер и великая комета 1812 года» (Natasha, Pierre & The Great Comet of 1812, 2012), мюзикл или «электропоп-опера» по пятой части второго тома «Войны и мира» – яркий представитель site-specific-шоу, причём с элементами иммерсивности. Под спектакль построили специальный павильон за пределами Бродвея, который изображал московский трактир.

В чем же фишка? Публике предлагали отведать небольшой сет из блюд русской кухни, а прямо во время одного из номеров артисты протягивали зрителям рюмку водки. При переносе постановки в «настоящий театр» на Бродвей режиссёр мюзикла Рейчел Чавкин постаралась сохранить эту разгульную атмосферу. Водкой, правда, не поили, зато угощали пирожками.

Главные фишки музыкальных спектаклей, за которые им прощают многое

Сцена из мюзикла «Наташа, Пьер и великая комета 1812 года»

А какие из эффектных находок творческих команд спектаклей по душе вам? Масштабные двигающиеся декорации? Впечатляющие синхронностью и сложными элементами танцы? Вокал? Поражающие воображение иллюзии? Пишите в комментариях!

И всегда ждем вас в Театре МДМ на постановках театральной компании «Бродвей Москва»!

Реклама ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "МДМ ШОУ, ИНН: 9704060010, erid: 2VSb5wZw2p8

Источник

Нажмите, чтобы оценить!
[Общий: 0 Средний: 0]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»