База, так сказать, основа.
Расскажу большой и неочевидный секрет: потребность в коммуникации есть абсолютно у каждого.
Абсолютно. У каждого. Человеческого. Существа.
Даже у того вот социофобушка. Или вон того лежачего подопечного ПНИ. И у того аутичного парня, который только и делает, что гудит, рвёт бумагу и, казалось бы, игнорирует окружающий мир.
Только возможность и средства для продуктивной коммуникации есть не у всех.
Но мы, общительные училки, не отчаиваемся. Потому что право и возможность ругаться, выбирать, жаловаться, просить, комментировать, говорить “нет” и “да” должно быть доступно всем и каждому, без исключений)
Сегодня сказ пойдёт о вещи, актуальной для конкретной категории людей, у которых нет звучащей речи и которые не используют руки по тем или иным причинам.
Сразу отмечу: есть, разумеется, высокотехнологичные штуки вроде айтрекера (девайс, улавливающий движения глаз, который можно использовать, подключив к ПК и установив специальную программу), но ценник на них с каждым годом, к сожалению, растёт, поэтому не все семьи могут себе его позволить. Изначально он создавался для гейминга, кстати, а уже потом начали использовать его реабилитационный потенциал.
Tobii Eye Tracker 5. Малышуля, которой пользуются двое моих учеников (почти 50к уже стоит, ёбаный свет… я когда в последний раз смотрела, было около 30к!)
Но мы, повторюсь, не унываем! Поэтому делаем следующее:
1. Берём обыкновенный альбом для рисования (лично я люблю те, что на кольцах: удобно аккуратно убирать неактуальные или испачканные странички);
2. Ещё берём канцелярский нож;
3. Ищем середину страницы и размечаем небольшой прямоугольник;
4. Прорезаем сквозную прямоугольную дыру через все страницы альбома;
5. Вы восхитительны: у вас получилась кустарная, возможно не очень эстетичная, но рабочая коммуникативная рамка 🙂 Которую можно использовать не только в повседневности и быту, но и на уроках.
Пример “жалобной” странички. Вариант “другое” должен быть обязательно практически на любой странице: все возможные варианты мы всё равно не можем сразу предусмотреть.
Читатель, вероятно, уже догадался, как это работает, а если нет – рассказываю: пишем, рисуем, либо распечатываем и приклеиваем картинки/слова (количество может быть разным, от 2 до 8 на странице в зависимости от словаря и потребностей конкретного человека) по углам рамки, либо по бокам от окошка.
Это варианты ответа.
Рамку размещаем на уровне лица человека так, чтобы наши варианты ответа были хорошо ему видны, а сами в этот момент смотрим на человека в окошко. Ну и задаём вопросы 🙂 Про настроение, про желания, про самочувствие, про всё, что актуально в данный момент.
Ждём, иногда довольно долго.
И внимательно смотрим, в каком углу и на каком варианте зафиксирует взгляд наш коммуникативный партнёр. Это видно на удивление хорошо, даже если имеет место сильное косоглазие.
Такая вот нехитрая конструкция очень выручает, когда:
А) мы поняли, что общение глазами – оптимальный вариант коммуникации для вот этого конкретного человека и после определённых подготовительных действий вводим в жизнь человека коммуникативную рамку, чтобы в дальнейшем осваивать с ним айтрекер;
Б) Мы невнимательная училка и не напомнили родителям зарядить ноутбук, чтобы подрубить к нему айтрекер (недопустимо, но всякое случается!)