Малый бизнес

6 000 000 рублей попытались взыскать с нас американцы. Вот что мы с этим сделали

С каждым годом претензий и исков по авторским правам становится все больше и больше. Даже за случайное использование чужой картинки или названия может прилететь претензия на много миллионов рублей.

Вот и нас угораздило попасть в такую историю.

Наверняка, кто-то из вас или ваших знакомых тоже с таким столкнется, поэтому давайте расскажу, что бывает в таких ситуациях.

Кто бы мог подумать, что за этих мультяшек может прилететь иск на шесть миллионов. Я раньше про них даже не слышал, если честно:

6 000 000 рублей попытались взыскать с нас американцы. Вот что мы с этим сделали

В чем суть дела и чем реально грозил иск

Как посчитали подавшие иск американцы, в одном из российских детских парков проходила шоу-программа с участием этого самого персонажа «Леди Баг».

Типа в парке использовались фотозоны с этими персонажами, костюмы аниматоров по теме и все такое. А лицензионное соглашение с американцами никто не заключал и деньги им за это не платил

Американцы посчитали, что их авторские права нарушены. Они прислали досудебную претензию парку, а потом и иск в суд.

Игнорировать такой иск было нельзя. Хоть Америка сейчас и недружественная страна, суды реально защищают права американцев и деньги за нарушения взыскивают. Поэтому реально был риск, что все шесть миллионов могут взыскать в полном объеме.

Казалось бы, все пропало: персонажи есть, у американцев куча денег на юристов, вот большая и грозная претензия со ссылками на законы и решения судов. Да?

Нет.

Что не так в этом деле

Я юрист по интеллектуальным правам. Авторские права, товарные знаки, патенты — это моя профессия.

И когда я увидел иск от американцев, я первым делом решил проверить, а на чем же американцы основывают свои требования.

И каково же было мое удивление, когда я обнаружил, что у американцев нет никакого договора с дизайнером, с автором персонажа.

Всё, что у них есть — это аффидевит.

Слово умное, суть простая: это зафиксированные американским нотариусом свидетельские показания.

Грубо говоря, сотрудник компании клянется мамой, что дизайнер передал права компании. То есть договора с сотрудником нет, технического задания нет, актов нет, зато аффидевит есть.

О-о-о… Мне уже доводилось сталкиваться с таким делом.

Возможно, кто-то вспомнит, я рассказывал на Пикабу историю, когда другая американская компания, которая делала краскопульты, предъявила к нашим претензии на дизайн.

Там иск был на 15 миллионов, и тоже была история про аффидевит. Вот так он выглядел:

6 000 000 рублей попытались взыскать с нас американцы. Вот что мы с этим сделали

Люблю, когда можно сказать, «о, да у нас такое уже было». Благо за десять лет работы насмотрелся всякого.

Главный аргумент этого дела, о котором стоит знать каждому

Американцы считали, что раз автор из США, произведение создано в США, то и возникновение авторских прав регулируется американскими законами.

Тут же получается к нам пришел судиться не сам автор персонажа, а компания. А компания должна подтвердить по документам, что ей перешли права от сотрудника. Этого сделано не было.

А раз прав не возникло у компании, значит и защищать ей нечего.

Это самая первая вещь, на которую всегда нужно обращать внимание в таких спорах.

Американцы еще пытались уступить право требования русской компании, чтобы обойти новые требования по перечислениям взысканных денег в пользу иностранцев из недружественных стран на спецсчета. Этот их заход тоже пришлось рубить в отзыве на иск. Ну и плюс всякие дополнительные аргументы, ссылки на законы и судебная практика.

В итоге дело мы выиграли. Американцам отказали в полном объеме.

Надеюсь, что победа в нашем деле поможет и всем остальным, кто получает подобные претензии и иски. Вот номер дела в системе арбитражных судов кому нужно: №А40-183241/24.

Главный вывод из этой истории
Если у компании нет правильных документов — значит и прав у нее не возникло, защищать в случае суда нечего.
Если доведется когда-нибудь получить такую претензию, это нужно проверять в первую очередь.

Если пост полезный-интересный — поставьте посту свой королевский лайк-вверх. Буду тогда писать еще о всяких полезных вещах по моей теме.

Если в принципе тема авторских прав «ваша» — у меня есть небольшой телеграм-канал «Клуб правообладателей».

Там мои заметки для предпринимателей и авторов. Как грамотно пользоваться авторскими правами, товарными знаками и патентами — чтобы зарабатывать деньги и не терять их на компенсациях и штрафах. Рекламы нет, канал маленький, зато уютный — заходите, если интересно.

Недавно написал и опубликовал в канале небольшую методичку «Как теряют миллионы на компенсациях и штрафах».

Как говорится, без смс и регистраций собрал просто в табличку типичные ошибки, на которых теряют деньги, и расписал, что по моей практике стоит делать заранее, чтобы не влететь. Гляньте, возможно пригодится.

На все общие вопросы отвечаю в комментариях.

Если надо спросить что-то частное для себя или своей компании, например, ваше название или лого посмотреть-проверить по настоящим базам, разобраться с регистрацией товарного знака или претензиями-судами — пишите мне в телеграм @bchlf

И вот несколько моих прошлых пикабу-разборов в тему:

Как доказать, что ты — автор. Исчерпывающая подборка бесплатных реально работающих инструментов

15 миллионов рублей за нарушение прав на дизайн: как американская компания против нашей судилась

Они зарегистрировали на себя наше название, а потом потребовали с нас 4 000 000 рублей, угрожая судом и полицией. Вот что было дальше

История одного суда: как арт-директор уволился из дизайн-студии, открыл свою, а потом поплатился за это

Не дайте себя обмануть: «регистрация» авторских прав

Источник

Нажмите, чтобы оценить!
[Общий: 0 Средний: 0]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»